<<Назад


Эволюция звуковых технологий Dolby.


Сегодня ходить в кино гораздо более интересно, чем когда бы то ни было. Это произошло во многом благодаря усилиям лабораторий Dolby по улучшению качества звука. Лаборатории Dolby начали работать над совершенствованием звука уже в середине 1970-х годов. На самом деле, история развития кино звука двух последних десятилетий точно отражает историю развития кино звуковых технологий Dolby.

Оптические звуковые дорожки

Фотографическая или "оптическая" звуковая дорожка стала первым методом нанесения звука на пленку. Сегодня это стандарт, как в аналоговой, так и в цифровой форме.
Классическая аналоговая оптическая звуковая дорожка состоит из затемненной части, граничащей с узкими чистыми дорожками, содержащими изображение и изменяющимися в ширине в зависимости от изменений звука. Во время воспроизведения луч звукочитающей лампы или красного лазерного светодиода звуковой головки проектора падает на движущиеся дорожки. Изменение в ширине чистых дорожек вызывают изменения в количестве света, падающего на фотоэлемент, что вызывает превращение света, в подобным же образом, изменяющийся электрически сигнал. Этот сигнал усиливается и в конечном итоге превращается динамиками в звук.
Экономия, простота и надежность являются одними из многих преимуществ, внесшими свой вклад во всеобщее принятие оптического звука. Сама оптическая звуковая головка проектора также является экономичной и простой в обслуживании.

Успех встает на пути прогресса

Киноленты со звуком впервые были показаны широкому зрителю в конце 20-х. В последующие несколько лет многие кинотеатры были оборудованы специальными приборами для показа "говорящих" фильмов с оптическими звуковыми дорожками.
Однако, феноменально быстрое принятие этой достаточно тонкой технологии было не без недостатков. Оборудование устанавливалось так быстро, что не было времени воспользоваться новыми преимуществами, которые появлялись практически ежедневно.
Хорошим примером служит конструкция колонок. Первые акустические системы в кино имели очень плохие амплитудно-высокочастотные характеристики. Динамики с улучшенными характеристиками стали доступными уже спустя несколько лет, однако, не хватало времени на замену оригинальных систем новыми. Инженеры были слишком заняты оборудованием остальных кинотеатров первыми звуковыми установками.
Это поставило тех, кто записывал звуковые дорожки, перед следующей дилеммой. Следует записывать звуковые дорожки с учетом улучшенных динамиков, или же с учетом специфики звучания гораздо более старых установок? Таким образом, было непрактично выпускать две версии одной ленты, и единственной альтернативой стала подгонка звуковых дорожек к старым динамикам. В результате, высокочастотные характеристики новейших улучшенных приборов игнорировались.
Предвосхищая проблемы совместимости, в конце 1930-х годов обосновалась стандартизация "де факто", характеристика кино-воспроизведения, которая сейчас называется "Academy". Владельцы кинотеатров знали, чего ожидать от фильмов, и таким образом знали, какое оборудование устанавливать. Режиссеры и звукозаписывающие специалисты знали, чего ожидать от систем кино звука, и отсюда знали, какие виды звуковых дорожек готовить. Результатом оказалось появление системы звукозаписи и воспроизведения, которая давала приемлемое звучание любого фильма в любом кинотеатре мира. Проблема была лишь в том, что система не обладала достаточной гибкостью для принятия улучшений, выходящих за рамки, существующие в 1930-х.

Магнитные ленты и многоканальный звук.

В начале 50-х, когда киноиндустрия искала пути заставить зрителей оторваться от своих телевизоров и пойти в кинотеатр, был представлен новый метод нанесения звука на пленку. После того, как пленка была распечатана, на прокатные фильмокопии наносились узкие полоски материала с окисью железа (похожие на покрытие магнитных лент). Тогда запись звука на магнитные ленты делалась не быстро. В кинотеатрах магнитные фильмокопии воспроизводились на проекторах, оборудованных специальными магнитными головками похожими на те, которые устанавливаются на магнитофонах и монтируются в специальный блок звуковой головки, называемый "penthouse/пентхауз".
Магнитный звук был большим прорывом, давая больше преимуществ по сравнению с обычной оптической звуковой дорожкой. Вмести с этим, стало возможным воспроизведение многоканального "стереофонического" звука. Голос актера, появляющегося справа, в центре, слева на экране можно было теперь услышать из динамиков, расположенных соответственно справа, по центру и слева новых широких экранов, также впервые представленных в это время. Музыка также вошла в свое новое измерение, и звуковые эффекты приобрели особенный оттенок, так как теперь звук мог исходить из динамиков, расположенных в конце и по бокам зала. Первые две магнитные системы, пущенные в эксплуатацию, были 4-х полосная 35мм система CinemaScope, и 6-ти полосная 70мм система Todd-AO.

Магнитные ленты выходят из употребления.

Магнитный звук стал активно использоваться в 50-х годах. Однако, к концу 70-х, когда киноиндустрия пребывала в упадке, высокая стоимость магнитных фильмокопий, их короткое по сравнению с оптическими время эксплуатации и слишком дорогое обслуживание воспроизводящего оборудования привели к сокращению количества выпускаемых магнитных фильмокопий, а также количества кинотеатров, оснащенных соответствующим оборудованием.
В середине 70-х зрители опять слышали низкокачественный звук моно оптических фильмокопий и лишь изредка в прокате появились многоканальные стереорелизы. Все больше и больше кинозрителей предпочитали звук своих домашних hi-fi стерео систем моно оптическому звуку кинотеатров.

Вмешательство Dolby.


К концу 80-х ситуация, превалировавшаяся в середине 70-х, сильно изменилась. Благодаря новой технологии и финансовому перевороту в индустрии, почти все фильмы выпускались с многоканальными стереофоническими звуковыми дорожками.
Прорывом стало развитие лабораториями Dolby очень практичного 35-ти миллиметрового стерео оптического формата фильмокопий, изначально определяемый как Dolby Stereo. Там, где на пленке находилась обычная моно оптическая звуковая дорожка, сейчас проходят два канала, которые несут не только правый и левый звук, как в домашних стерео системах, но еще и зашифрованный третий центральный канал, а также, что является наиболее значимым, четвертый окружающий канал для окружающих звуков и спецэффектов.
Этот формат не только позволяет получение стерео звука из оптических звуковых дорожек, но еще и повышает само качество звука. Для улучшения точности записи и воспроизведения были применены различные техники. Среди них в первую очередь были техника Dolby для уменьшения шумов, подавляющая потрескивания, которые ассоциируются с оптическими звуковыми дорожками, а также настройка динамиков.
В результате, стало возможным воспроизводить стерео оптические фильмокопии в кинотеатрах, где установлены кинопроцессоры Dolby, с более широкими частотными характеристиками и меньшим искажением звука, чем с обычных звуковых дорожек. На самом деле, оптический формат Dolby привел к появлению нового мирового стандарта воспроизведения (ISO 2969) стереофонических фильмокопий.
Важным преимуществом оптического формата Dolby стало то, что звуковые дорожки наносились на пленку одновременно с изображением, как и на моно фильмокопиях. Таким образом, стерео оптические 4-х канальные фильмокопии стоили не дороже чем моно фильмокопии, и гораздо дешевле, чем магнитные. Кроме того, переход к стерео оптическим пленкам оказался достаточно простым, будучи однажды установленным и настроенным, оборудование не требовало дорогостоящего ремонта и обслуживания.

Следующий шаг: Dolby SR

В 1986 лаборатории Dolby представили новый процесс профессиональной звукозаписи, называемый Dolby SR (special recording). Как и с подавлением шумов, это было зеркальное изображение, система кодировка-расшифровка, используемая и при записи, и при воспроизведении. Подавление шумов в формате Dolby A-type увеличилось более чем в два раза, и вместе с этим стало возможным воспроизведение более громкого звука с более широкими частотными характеристиками и меньшим искажением.
35-ти миллиметровые оптические звуковые дорожки в формате Dolby SR вместо формата Dolby A-type не только давали великолепное звучание в кинозалах, оборудованных новыми процессорами SR, но и давали достаточно хорошее воспроизведение в остальных кинозалах. Сегодня аналоговые дорожки на всех фильмокопиях являются SR дорожками.

Начало века цифровых технологий

Следующим шагом в развитии звуковых технологий лабораторий Dolby стал формат Dolby Digital, представленный в 1992 году. Dolby Digital накладывает на 35-ти миллиметровую пленку шестиканальную цифровую оптическую звуковую дорожку в добавок к 4-х канальной аналоговой дорожке SR. Этот формат стал очень важным шагом вперед в кино звуковых технологиях, давая независимые левый, центральный, правый, левый окружающий и правый окружающий каналы, плюс шестой канал для басов.
Кроме шести каналов формат Dolby Digital представляет необычные динамические возможности, широкий частотный диапазон, низкий уровень искажения и длительный срок пользования. Сочетание высокого качества, надежности и практичности было оправдано в кинотеатрах во всем мире, и сегодня Dolby Digital остается самым популярным в мире цифровым форматом.

Dolby Digital Surround EX

Новейший формат Dolby Digital Surround EX был впервые представлен в 1999 году. Этот формат отличается от Dolby Digital наличием еще одного окружающего канала. Делая звучание более реалистичным и точным, давая больше возможностей для спецэффектов, третий канал воспроизводится акустическими системами окружения, расположенными на задней стене кинозала, в то время как левые каналы окружения воспроизводятся боковыми динамиками. Формат Dolby Digital Surround EX воспроизводится во всех кинотеатрах Dolby Digital, вне зависимости от того, оборудованы они или нет приборами для расшифровки этого дополнительного канала. Чтобы узнать, какие фильмы записаны в этом формате, а также какие ближайшие к Вам кинотеатры оборудованы необходимой техникой для воспроизведения Dolby Digital Surround EX, посетите наш сайт www.dolby.com/movies/

Крикливец Максим. // Техническая документация, 2002.

Наверх